МЭОЦ Истомино


Новости Истомино:

Экспедиция "Дельталеты: Леман - Байкал"

В рамках визита швейцарской делегации во главе с одним из инициаторов экспедиции "Леман-Байкал" Фредериком Паулсеном на базе Байкальского института природопользования СО РАН прошли заключительные в сезоне 2013 года научные мероприятия.

4 августа Президент Фонда еLEMO Фредерик Паулсен и научный сотрудник Федеральной Политехнической школы Лозанны Йосеф Ахтман совершили исследовательский полет над зоной впадения дельты реки Селенги с целью осуществления специальной съемки.

Затем в главном корпусе научной базы в Истомино перед всеми участниками экспедиции и гостями из Швейцарии прошла презентация итогов сезона 2013 года, которую провел Йосеф Ахтман. На презентации также присутствовали ученые-исследователи БИП, представитель Консульства России в Лозанне Михаил Красноперов, представитель дирекции ФССОБ Роман Афонин и Инна Крылова, пилоты Владимир Вихарев и Николай Беляев и другие. Докладчик рассказал об истории подготовки программы проекта, разработки моделей аппаратуры и их испытании, ходе европейского и российского этапов экспедиции.

Среди основных результатов научного сезона Ахтман, в частности, выделил:

  • разработка новой методологии исследования и рост эффективности разработанных моделей оборудования по мультриспектральному дистанционному зондированию с дельталетов;
  • большой объем собранных проб и произведенного химического анализа водной среды в более чем 100 точках в дельте Селенги;
  • масштабный сбор данных для производства трехмерных моделей поверхности (включая населенные пункты и лесные массивы), а также ландшафтных карт на район исследований в дельте Селенги;
  • собранный массив информации поступит для обработки с 4 камер на платформе дистанционного зондирования, разработанный в Федеральной Политехнической школе Лозанны для данного проекта в БИП СО РАН, МГУ им. Ломоносова и Фонд содействия сохранению озера Байкал. В рамках визита швейцарской делегации во главе с одним из инициаторов экспедиции "Леман-Байкал" Фредериком Паулсеном на базе Байкальского института природопользования СО РАН прошли заключительные в сезоне 2013 года научные мероприятия.

По материалам http://www.baikal-media.ru/news/society/247947/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    При составлении настоящей программы за основу приняты основные положения государственного образовательного стандарта по специальности биология.
    Составителем внесены необходимые изменения в указанную программу с учетом специфики региона.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Цель проведения полевой практики по зоологии позвоночных

    Целью проведения полевой практики по зоологии позвоночных является закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий:
    - близкое непосредственное знакомство с животным миром;
    - наблюдение животных в естественных условиях обитания;
    - увидеть в природе не отдельные живые организмы, а в целом ценозы;
    - конкретное познание закономерностей развития живой природы;
    - выработка вдумчивого и бережного отношения к родной природе.

1.2. Задачи, решаемые при прохождении полевой практики

    При прохождении полевой практики по зоологии позвоночных решаются следующие конкретные задачи:
    - ознакомить с многообразием мира позвоночных животных;
    - выявить на конкретных примерах понятие единства организма и среды;
    - провести наблюдение за разнообразными приспособлениями позвоночных к условиям обитания;
    - анализировать многообразие взаимоотношений в природе;
    - выяснить биоценотическое и практическое значение позвоночных животных;
    - совершенствовать умение и навыки исследовательской работы (методику сбора материала, постановки полевых экспериментов, камеральной обработки материала, обобщение полученного материала).

2. СОДЕРЖАНИЕ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ
2.1. Название тем экскурсий, их содержание, объем в часах.

№ ппНазвание экскурсийКол-во часовСРСВсего
1Введение. Техника безопасости.6612
2Общая ознакомительная экскурсия в степь6612
3Обработка дневниковых записей, камеральная обработка материала6612
4Общая ознакомительная экскурсия в лес6612
5Камеральная обработка материала6612
6Общая ознакомительная экскурсия на водоем6612
7Камеральная обработка материала6612
8Общая ознакомительная экскурсия на луг6612
9Камеральная обработка материала6612
10Экскурсия с бригадой по самостоятельной работе. Тема: "Изучение гнездовой экологии водоплавающих и околоводных птиц"336
11Камеральная обработка материала336
12Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Наземногнездящиеся птицы открытых пространств"336
13Камеральная обработка материала336
14Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Овсянковые птицы"336
15Камеральная обработка материала336
16Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Дуплогнездники"336
17Камеральная обработка материала336
18Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Земноводные"336
19Камеральная обработка материала336
20Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Фауна пресмыкающихся района прохождения практики"336
21Камеральная обработка материала336
22Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Ихтиофауна конкретного водоема в районе практики"336
23Камеральная обработка материала336
24Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Мелкие млекопитающие"336
25Камеральная обработка материала336
26Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Хищные птицы"336
27Камеральная обработка материала336
28Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Дятлообразные"336
29Камеральная обработка материала336
30Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Жаворонки"336
31Камеральная обработка материала336
32Итоговое занятие: конференция, зачет6612
Итого:126126252

2.2. Название экскурсий, их содержание, объем в часах.

№ ппТематика экскурсийСодержание экскурсийОбъем в часах
1Введение. Техника безопасности.Перед экскурсиями проводится вводная беседа. Студенты знакомятся с основными целями и задачами полевой практики. Дается общая характеристика района практики. Дается общая характеристика района практики. Студенты знакомятся с основными правилами и методами работы, получают основное снаряжение и литературу. Каждая бригада получает план индивидуальной работы. Подготавливают место для камеральных работ. Получает инструктаж по технике безопасности.6
2Общая ознакомительная экскурсия в степьСтуденты знакомятся со степью как с своеобразным местообитанием, характеризующимся исключительно крайними параметрами. Знакомятся с особенностями ее обитателей и возможностями слежения за ними.6
Камеральная обработка собранного материалаРазбор собранного материала (погадки, экскременты, поеди, перья, гнезда, яйца и др.), фиксирование. Обработка дневниковых записей, работа с определителями и с дополнительной литературой.6
3Общая ознакомительная экскурсия в лесСтуденты знакомятся с лесом как с местообитанием для многих видов позвоночных животных. Знакомятся с особенностями ее обитателей, разнообразием жизненных форм и приемами наблюдений на ними.6
Камеральная обработка собранного материалаРазбор собранного материала (погадки, экскременты, поеди, перья, гнезда, яйца и др.), фиксирование. Обработка дневниковых записей, работа с определителями и с дополнительной литературой.6
4Общая ознакомительная экскурсия на водоемОписание водоема (озеро, речка, ручей и т.д.). Общая характеристика конкретного водоема, как среды обитания животных. Ознакомление с водными и околоводными позвоночными.6
Камеральная обработка собранного материалаРазбор собранного материала (погадки, экскременты, поеди, перья, гнезда, яйца и др.), фиксирование. Обработка дневниковых записей, работа с определителями и с дополнительной литературой.6
5Общая ознакомительная экскурсия на лугСтуденты знакомятся с лугом как с местообитанием для многих видов позвоночных животных. Знакомятся с особенностями ее обитателей, разнообразием жизненных форм и приемами наблюдений за ними.6
Камеральная обработка собранного материалаРазбор собранного материала (погадки, экскременты, поеди, перья, гнезда, яйца и др.), фиксирование. Обработка дневниковых записей, работа с определителями и с дополнительной литературой.6
6Экскурсия с бригадой по самостоятельной работе. Тема: "Изучение гнездовой экологии водоплавающих и околоводных птиц"Измерение гнезд, яиц, и птенцов водоплавающих и околоводных птиц. Методическая помощь в нахождении гнезд. Наблюдения за гнездовой жизнью птиц. Процесс насиживания, выкармливания птенцов. Изучение спектра питания птенцов.3
Камеральная обработка собранного материалаОбработка результатов наблюдений. Разбор пищевых комков. Работа с литературой по водоплавающим и околоводным птицам.3
7Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Наземногнездящиеся птицы открытых пространств".Методическая помощь в нахождении гнезд птиц открытых пространств. Измерение гнезд, яиц и птенцов. Наблюдения за гнездовой жизнью птиц. За процессом насиживания, выкармливания птенцов. Изучение спектра питания птенцов.3
Камеральная обработка собранного материалаОбработка дневниковых записей. Разбор оставленных гнезд на предмет нахождения паразитов и других комменсалов. Разбор пищевых проб. Работа с соответствующей литературой.3
8Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Овсянковые птицы".Рекомендации и помощь в нахождении гнезд овсянковых птиц. Измерение гнезд, яиц и птенцов. Наблюдения за гнездовой жизнью овсянковых птиц. За процессом насиживания, выкармливания птенцов. Изучение спектра питания птенцов.3
Камеральная обработка собранного материалаОбработка дневниковых записей. Разбор оставленных гнезд. Разбор пищевых проб. Работа с соответствующей литературой.3
9Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Дуплогнездники"Ознакомление с методикой изучения дуплогнездников. Измерение дупел, летков. Измерение яиц и птенцов. Наложение лигатур.3
Камеральная обработка собранного материалаОбработка дневниковых записей. Разбор оставленных гнезд. Разбор пищевых проб. Работа с соответствующей литературой.3
10Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Земноводные"Отлов и подсчет земноводных. Описание водоемов в которых происходит икрометание.3
10аКамеральная обработка собранного материалаВскрытие земноводных. Исследование содержимого пищеварительного тракта. Обработка дневниковых записей. Работа с соответствующей литературой.3
11Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Фауна пресмыкающихся района прохождения практики"Обследовать характерные для пресмыкающихся места обитания. Если вблизи есть горячие источники, провести учет пресмыкающихся в его окрестностях. Оказать помощь в определении видов на расстоянии. Провести подсчет оставшихся после линьки шкурок. Собрать для коллекции несколько экземпляров.3
11аКамеральная обработка собранного материалаУточнить определение собранные экземпляры, измерить, провести вскрытие, исследовать содержимое желудочно-кишечного тракта. Обработка дневниковых записей. Работа с соответствующей литературой.3
12Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Ихтиофауна конкретного водоема в районе практики"Различными методами лова определить видовой состав рыб водоема. Описать подробно водоем, как местообитание рыб. Выделить среди рыб, различные экологические группы. Провести относительный учет разных видов рыб.3
12аКамеральная обработка собранного материалаОпределить до вида и подвида пойманных рыб. Измерить, взвесить, вскрыть, исследовать содержимое ЖКТ. По чешуе и другим признакам подсчитать возраст рыб. Обработка дневниковых записей. Работа с соответствующей литературой.3
13Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Мелкие млекопитающие"Ознакомить с методикой отлова канавками и ловушками Геро. Провести картирование поселений мелких млекопитающих. Разрыть норы отдельных видов грызунов и зарисовать строение норы.3
13аКамеральная обработка собранного материалаПровести полную зоологическую обработку пойманных млекопитающих. Морфометрия, сбор паразитов, вскрытие, исследование внутренних органов - ЖКТ и состояние половых органов и т.д.3
14Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Хищные птицы"Ознакомить с особенностями изучения экологии хищных птиц. Подготовить укрытия для наблюдений за гнездовой жизнью хищников. Измерить гнезда, яйца, птенцов. Собрать погадки и остатки трапезы хищных птиц, под гнездом и возле кормовых столов.3
14аКамеральная обработка собранного материалаРазобрать остатки пищи и погадки. Определить объекты питания птиц. Обработка дневниковых записей. Работа с соответствующей литературой.3
15Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Жаворонки"Указать на сложности работы с птицами открытых пространств. Провести измерения гнезд, яиц и птенцов. Обучить накладыванию лигатур для взятия пищевых проб.3
15аКамеральная обработка собранного материалаРазобрать собранные пищевые пробы. Определить объекты питания птиц. Обработка дневниковых записей. Работа с соответствующей литературой.3
16Экскурсия с бригадой работаю по теме: "Дятлообразные"Обучить правильной методике вскрытия дупел дятлов. Рассмотреть зимние "кузницы" дятлов, провести расчеты съеденных семян. Измерить дупла, яйца и птенцов. Взять пищевые пробы.3
16аКамеральная обработка собранного материалаРазобрать и определить собранные пищевые пробы. Обработка дневниковых записей. Работа с соответствующей литературой.3
17Итоговое занятие: Конференция, зачетДля зачета каждый студент представляет дневник и отчет. Устно в форме доклада отчитывается по индивидуальной теме, где отражает образ жизни того или иного позвоночного животного или какой-либо систематической или экологической группы. Также представляет коллекционный материал, фотографии и рисунки.6
Итого126

2.3 Самостоятельная работа,

№ ппCодержаниеобъем в часах
1Выявление видового состава позвоночных животных района практики, также по теме самостоятельной работы.20
2Изучение морфологического строения различных групп позвоночных животных, зарисовка в дневниках. Распределение позвоночных по экологическим группам.10
3Изучение питания. Для большинства видов изучение питания прижизненное, наложение лигатур, разбор погадок, экскрементов. Классификация по питанию.20
4Размножение: изучение гнездовой экологии птиц, измерение гнезд, яиц, птенцов, слежение за ростом и развитием птенцов. Распределение по гнездовым участкам, взаимоотношения между полами.30
5Изучение образа жизни различных представителей позвоночных животных. Биоритмы и суточная активность разных позвоночных.20
6Количественные учеты: проведение учетов на линейных трансектах и пробных площадках, различных групп позвоночных животных. Отсюда выход на биоценотическое и практическое значение этих животных.20
7Подготовка к зачету, конференции. Обработка собранного материала, написание доклада, подготовка, иллюстративного материала и т.д.6
Итого126


Примечание: Тематика может быть изменена в зависимости от места нахождения практики. На пример, в районе практики может не оказаться водоема или степи.
К ЗАЧЕТУ НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ:
1. Дневник наблюдений.
2. Оформленный в виде отчета доклад (с картами, рисунками, схемами и т.д.).
3. Коллекционный материал.

3. Учебно-методические материалы по полевой практике.
3.1. Основная литература:

Дерим-Оглу Е.Н., Леонтьев Е.А. Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных. - М., 1979.
Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе. Учебное пособие. Под ред. Константинова В.М.; Михеева А.В. - М., 1999.
Бобринский Б.А., Кузнецов Б.А., Кузякин А.П. Определитель млекопитающих СССР. М., ''Просвещение", .1965,
Гладков Н.А., Дементьев Г.П., Птушенко Е.С. Определитель птиц СССР. М., "Высшая школа", 1964.
Карташев Н.Н.. Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных. М.. "Высшая школа", 1981.
Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. М., "Просвещение", 1975.
Банников А.Г., Даревский И.С., Рустамов А.К. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. М.. 1971.
Ильичев В.Д., Карташев Н.Н., Шилов И.А. Общая орнитология, М., "Высшая школа", 1982.

3.2. Дополнительная литература

Терентьев В.П. Герпетология. М., "Высшая школа". 1961.
Никольский.Г.В. Экология рыб. М., "Высшая школа", 1973.
Карр А. Рептилии. М., Мир, 1975.
Питерсон Р. Птицы. М., Мир, 1973.
Уэлти К., Сторер Дж., Пенникуик К. Птицы. М., Мир, 1983.
Каррингтон Р. Млекопитающие. М., Мир, 1974.
Грин П., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. М.: Мир, 1990;

3.3. Литература для самостоятельной работы


Доржиев Ц.З.. Хабаева-Г М., Юмов Б.О, Животный мир Бурятии, - Иркутск, 1986.
Измайлов И.В. Птицы Витимского плоскогорья. - Улан-Удэ, 1967.
Измайлов И.В., Боровицкая Г.К. Птицы юго-западного Забайкалья. - Владимир. 1973.
Шкатулова А.П., Карасев ГЛ., Хунданов Л.Е. Земноводные и пресмыкающиеся Забайкалья (Бурятская АССР и Читинская область). - Улан-Удэ, 1978.



БАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СО РАН
670047 Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6
телефон: (3012)433676, 433380, Факс: (3012), 434259, 434753