Новости Истомино: Экспедиция "Дельталеты: Леман - Байкал" В рамках визита швейцарской делегации во главе с одним из инициаторов экспедиции "Леман-Байкал" Фредериком Паулсеном на базе Байкальского института природопользования СО РАН прошли заключительные в сезоне 2013 года научные мероприятия. 4 августа Президент Фонда еLEMO Фредерик Паулсен и научный сотрудник Федеральной Политехнической школы Лозанны Йосеф Ахтман совершили исследовательский полет над зоной впадения дельты реки Селенги с целью осуществления специальной съемки. Затем в главном корпусе научной базы в Истомино перед всеми участниками экспедиции и гостями из Швейцарии прошла презентация итогов сезона 2013 года, которую провел Йосеф Ахтман. На презентации также присутствовали ученые-исследователи БИП, представитель Консульства России в Лозанне Михаил Красноперов, представитель дирекции ФССОБ Роман Афонин и Инна Крылова, пилоты Владимир Вихарев и Николай Беляев и другие. Докладчик рассказал об истории подготовки программы проекта, разработки моделей аппаратуры и их испытании, ходе европейского и российского этапов экспедиции. Среди основных результатов научного сезона Ахтман, в частности, выделил:
По материалам http://www.baikal-media.ru/news/society/247947/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПри составлении настоящей программы за основу приняты основные положения государственного образовательного стандарта по специальности биология.Составителем внесены необходимые изменения в указанную программу с учетом специфики региона. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Целью проведения полевой практики по зоологии позвоночных является закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий:
|
№ пп | Название экскурсий | Кол-во часов | СРС | Всего |
1 | Введение. Техника безопасости. | 6 | 6 | 12 |
2 | Общая ознакомительная экскурсия в степь | 6 | 6 | 12 |
3 | Обработка дневниковых записей, камеральная обработка материала | 6 | 6 | 12 |
4 | Общая ознакомительная экскурсия в лес | 6 | 6 | 12 |
5 | Камеральная обработка материала | 6 | 6 | 12 |
6 | Общая ознакомительная экскурсия на водоем | 6 | 6 | 12 |
7 | Камеральная обработка материала | 6 | 6 | 12 |
8 | Общая ознакомительная экскурсия на луг | 6 | 6 | 12 |
9 | Камеральная обработка материала | 6 | 6 | 12 |
10 | Экскурсия с бригадой по самостоятельной работе. Тема: "Изучение гнездовой экологии водоплавающих и околоводных птиц" | 3 | 3 | 6 |
11 | Камеральная обработка материала | 3 | 3 | 6 |
12 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Наземногнездящиеся птицы открытых пространств" | 3 | 3 | 6 |
13 | Камеральная обработка материала | 3 | 3 | 6 |
14 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Овсянковые птицы" | 3 | 3 | 6 |
15 | Камеральная обработка материала | 3 | 3 | 6 |
16 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Дуплогнездники" | 3 | 3 | 6 |
17 | Камеральная обработка материала | 3 | 3 | 6 |
18 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Земноводные" | 3 | 3 | 6 |
19 | Камеральная обработка материала | 3 | 3 | 6 |
20 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Фауна пресмыкающихся района прохождения практики" | 3 | 3 | 6 |
21 | Камеральная обработка материала | 3 | 3 | 6 |
22 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Ихтиофауна конкретного водоема в районе практики" | 3 | 3 | 6 |
23 | Камеральная обработка материала | 3 | 3 | 6 |
24 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Мелкие млекопитающие" | 3 | 3 | 6 |
25 | Камеральная обработка материала | 3 | 3 | 6 |
26 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Хищные птицы" | 3 | 3 | 6 |
27 | Камеральная обработка материала | 3 | 3 | 6 |
28 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Дятлообразные" | 3 | 3 | 6 |
29 | Камеральная обработка материала | 3 | 3 | 6 |
30 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Жаворонки" | 3 | 3 | 6 |
31 | Камеральная обработка материала | 3 | 3 | 6 |
32 | Итоговое занятие: конференция, зачет | 6 | 6 | 12 |
Итого: | 126 | 126 | 252 |
№ пп | Тематика экскурсий | Содержание экскурсий | Объем в часах |
1 | Введение. Техника безопасности. | Перед экскурсиями проводится вводная беседа. Студенты знакомятся с основными целями и задачами полевой практики. Дается общая характеристика района практики. Дается общая характеристика района практики. Студенты знакомятся с основными правилами и методами работы, получают основное снаряжение и литературу. Каждая бригада получает план индивидуальной работы. Подготавливают место для камеральных работ. Получает инструктаж по технике безопасности. | 6 |
2 | Общая ознакомительная экскурсия в степь | Студенты знакомятся со степью как с своеобразным местообитанием, характеризующимся исключительно крайними параметрами. Знакомятся с особенностями ее обитателей и возможностями слежения за ними. | 6 |
2а | Камеральная обработка собранного материала | Разбор собранного материала (погадки, экскременты, поеди, перья, гнезда, яйца и др.), фиксирование. Обработка дневниковых записей, работа с определителями и с дополнительной литературой. | 6 |
3 | Общая ознакомительная экскурсия в лес | Студенты знакомятся с лесом как с местообитанием для многих видов позвоночных животных. Знакомятся с особенностями ее обитателей, разнообразием жизненных форм и приемами наблюдений на ними. | 6 |
3а | Камеральная обработка собранного материала | Разбор собранного материала (погадки, экскременты, поеди, перья, гнезда, яйца и др.), фиксирование. Обработка дневниковых записей, работа с определителями и с дополнительной литературой. | 6 |
4 | Общая ознакомительная экскурсия на водоем | Описание водоема (озеро, речка, ручей и т.д.). Общая характеристика конкретного водоема, как среды обитания животных. Ознакомление с водными и околоводными позвоночными. | 6 |
4а | Камеральная обработка собранного материала | Разбор собранного материала (погадки, экскременты, поеди, перья, гнезда, яйца и др.), фиксирование. Обработка дневниковых записей, работа с определителями и с дополнительной литературой. | 6 |
5 | Общая ознакомительная экскурсия на луг | Студенты знакомятся с лугом как с местообитанием для многих видов позвоночных животных. Знакомятся с особенностями ее обитателей, разнообразием жизненных форм и приемами наблюдений за ними. | 6 |
5а | Камеральная обработка собранного материала | Разбор собранного материала (погадки, экскременты, поеди, перья, гнезда, яйца и др.), фиксирование. Обработка дневниковых записей, работа с определителями и с дополнительной литературой. | 6 |
6 | Экскурсия с бригадой по самостоятельной работе. Тема: "Изучение гнездовой экологии водоплавающих и околоводных птиц" | Измерение гнезд, яиц, и птенцов водоплавающих и околоводных птиц. Методическая помощь в нахождении гнезд. Наблюдения за гнездовой жизнью птиц. Процесс насиживания, выкармливания птенцов. Изучение спектра питания птенцов. | 3 |
6а | Камеральная обработка собранного материала | Обработка результатов наблюдений. Разбор пищевых комков. Работа с литературой по водоплавающим и околоводным птицам. | 3 |
7 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Наземногнездящиеся птицы открытых пространств". | Методическая помощь в нахождении гнезд птиц открытых пространств. Измерение гнезд, яиц и птенцов. Наблюдения за гнездовой жизнью птиц. За процессом насиживания, выкармливания птенцов. Изучение спектра питания птенцов. | 3 |
7а | Камеральная обработка собранного материала | Обработка дневниковых записей. Разбор оставленных гнезд на предмет нахождения паразитов и других комменсалов. Разбор пищевых проб. Работа с соответствующей литературой. | 3 |
8 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Овсянковые птицы". | Рекомендации и помощь в нахождении гнезд овсянковых птиц. Измерение гнезд, яиц и птенцов. Наблюдения за гнездовой жизнью овсянковых птиц. За процессом насиживания, выкармливания птенцов. Изучение спектра питания птенцов. | 3 |
8а | Камеральная обработка собранного материала | Обработка дневниковых записей. Разбор оставленных гнезд. Разбор пищевых проб. Работа с соответствующей литературой. | 3 |
9 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Дуплогнездники" | Ознакомление с методикой изучения дуплогнездников. Измерение дупел, летков. Измерение яиц и птенцов. Наложение лигатур. | 3 |
9а | Камеральная обработка собранного материала | Обработка дневниковых записей. Разбор оставленных гнезд. Разбор пищевых проб. Работа с соответствующей литературой. | 3 |
10 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Земноводные" | Отлов и подсчет земноводных. Описание водоемов в которых происходит икрометание. | 3 |
10а | Камеральная обработка собранного материала | Вскрытие земноводных. Исследование содержимого пищеварительного тракта. Обработка дневниковых записей. Работа с соответствующей литературой. | 3 |
11 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Фауна пресмыкающихся района прохождения практики" | Обследовать характерные для пресмыкающихся места обитания. Если вблизи есть горячие источники, провести учет пресмыкающихся в его окрестностях. Оказать помощь в определении видов на расстоянии. Провести подсчет оставшихся после линьки шкурок. Собрать для коллекции несколько экземпляров. | 3 |
11а | Камеральная обработка собранного материала | Уточнить определение собранные экземпляры, измерить, провести вскрытие, исследовать содержимое желудочно-кишечного тракта. Обработка дневниковых записей. Работа с соответствующей литературой. | 3 |
12 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Ихтиофауна конкретного водоема в районе практики" | Различными методами лова определить видовой состав рыб водоема. Описать подробно водоем, как местообитание рыб. Выделить среди рыб, различные экологические группы. Провести относительный учет разных видов рыб. | 3 |
12а | Камеральная обработка собранного материала | Определить до вида и подвида пойманных рыб. Измерить, взвесить, вскрыть, исследовать содержимое ЖКТ. По чешуе и другим признакам подсчитать возраст рыб. Обработка дневниковых записей. Работа с соответствующей литературой. | 3 |
13 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Мелкие млекопитающие" | Ознакомить с методикой отлова канавками и ловушками Геро. Провести картирование поселений мелких млекопитающих. Разрыть норы отдельных видов грызунов и зарисовать строение норы. | 3 |
13а | Камеральная обработка собранного материала | Провести полную зоологическую обработку пойманных млекопитающих. Морфометрия, сбор паразитов, вскрытие, исследование внутренних органов - ЖКТ и состояние половых органов и т.д. | 3 |
14 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Хищные птицы" | Ознакомить с особенностями изучения экологии хищных птиц. Подготовить укрытия для наблюдений за гнездовой жизнью хищников. Измерить гнезда, яйца, птенцов. Собрать погадки и остатки трапезы хищных птиц, под гнездом и возле кормовых столов. | 3 |
14а | Камеральная обработка собранного материала | Разобрать остатки пищи и погадки. Определить объекты питания птиц. Обработка дневниковых записей. Работа с соответствующей литературой. | 3 |
15 | Экскурсия с бригадой работающей по теме: "Жаворонки" | Указать на сложности работы с птицами открытых пространств. Провести измерения гнезд, яиц и птенцов. Обучить накладыванию лигатур для взятия пищевых проб. | 3 |
15а | Камеральная обработка собранного материала | Разобрать собранные пищевые пробы. Определить объекты питания птиц. Обработка дневниковых записей. Работа с соответствующей литературой. | 3 |
16 | Экскурсия с бригадой работаю по теме: "Дятлообразные" | Обучить правильной методике вскрытия дупел дятлов. Рассмотреть зимние "кузницы" дятлов, провести расчеты съеденных семян. Измерить дупла, яйца и птенцов. Взять пищевые пробы. | 3 |
16а | Камеральная обработка собранного материала | Разобрать и определить собранные пищевые пробы. Обработка дневниковых записей. Работа с соответствующей литературой. | 3 |
17 | Итоговое занятие: Конференция, зачет | Для зачета каждый студент представляет дневник и отчет. Устно в форме доклада отчитывается по индивидуальной теме, где отражает образ жизни того или иного позвоночного животного или какой-либо систематической или экологической группы. Также представляет коллекционный материал, фотографии и рисунки. | 6 |
Итого | 126 |
№ пп | Cодержание | объем в часах |
1 | Выявление видового состава позвоночных животных района практики, также по теме самостоятельной работы. | 20 |
2 | Изучение морфологического строения различных групп позвоночных животных, зарисовка в дневниках. Распределение позвоночных по экологическим группам. | 10 |
3 | Изучение питания. Для большинства видов изучение питания прижизненное, наложение лигатур, разбор погадок, экскрементов. Классификация по питанию. | 20 |
4 | Размножение: изучение гнездовой экологии птиц, измерение гнезд, яиц, птенцов, слежение за ростом и развитием птенцов. Распределение по гнездовым участкам, взаимоотношения между полами. | 30 |
5 | Изучение образа жизни различных представителей позвоночных животных. Биоритмы и суточная активность разных позвоночных. | 20 |
6 | Количественные учеты: проведение учетов на линейных трансектах и пробных площадках, различных групп позвоночных животных. Отсюда выход на биоценотическое и практическое значение этих животных. | 20 |
7 | Подготовка к зачету, конференции. Обработка собранного материала, написание доклада, подготовка, иллюстративного материала и т.д. | 6 |
Итого | 126 |
БАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СО РАН
|